«Экспресс-АМ33» – на орбите   

885

Те, кто хоть раз присутствовал на запуске спутника, думаю, согласятся, что равнодушных там не бывает. Увидеть заметку в газете или короткий телерепортаж о том, что «вчера, во столько-то часов и столько-то минут осуществлен запуск …»Те, кто хоть раз присутствовал на запуске спутника, думаю, согласятся, что равнодушных там не бывает. Увидеть заметку в газете или короткий телерепортаж о том, что «вчера, во столько-то часов и столько-то минут осуществлен запуск …» – это одно, и совсем другое – «вживую» ощутить грандиозность происходящего и свою сопричастность к этому, своими глазами увидеть плоды кропотливого труда, бессонных ночей и надежд тысяч специалистов, выкристаллизовавшиеся в сложнейшее техническое устройство, призванное самоотверженно служить людям. Поэтому в такие минуты отходят на второй план личные амбиции, мысли о конкуренции и нерешенных проблемах. Нашей стране, экономике и бизнесу сейчас крайне необходимы новые спутники. И новый спутник, «Экспресс-АМ33», был создан и успешно запущен – это главное.

«Экспресс-АМ33», заказчиком и оператором которого является ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), изготовлен ФГУП «НПО ПМ им. М. Ф. Решетнева» (НПО ПМ) совместно с компанией Thales Alenia Space (Франция) и предназначен для предоставления услуг цифрового телерадиовещания, доступа к сети Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, создания мультисервисных сетей VSAT, а также подвижной президентской и правительственной связи. Время с момента принятия решения о его создании до запуска пролетело незаметно. В сентябре 2004 г. спутник существовал только в проектах, а принимавший участие в церемонии подписания контракта на его создание Николя Саркози был министром экономики, финансов и промышленности Франции. Прошло немногим более трех лет: Саркози – президент Франции, а «Экспресс-АМ33» успешно выведен на орбиту.
НПО ПМ отвечало за изготовление спутника в целом, модуля служебных систем, конструкции модуля полезной нагрузки и приборов L-диапазона. Компания Thales Alenia Space обеспечила поставку модуля полезной нагрузки. Если в первых совместных проектах полезные нагрузки полностью проектировались, изготавливались и поставлялись Thales Alenia Space, то сейчас объем собственных работ НПО ПМ увеличился и помимо прочего включает проектировку и изготовление сотовых конструкций для спутников серии «Экспресс-АМ».
Активная фаза работ по созданию спутника была проведена в рекордно короткие сроки для аппарата такого класса. «Экспресс-АМ33» был отправлен на космодром для подготовки к запуску спустя всего 18 месяцев после того как вступил в силу госконтракт ФГУП «Космическая связь» с НПО ПМ. Обычно на разработку и изготовление спутника такого класса отводится 27 месяцев. Ударные темпы продемонстрировала и компания Thales Alenia Space, разработав и изготовив новую полезную нагрузку за 16 месяцев.
Спутник был доставлен на полигон Байконур в начале января 2008 г. Сборка космической головной части (КГЧ), в состав которой входят спутник, головной обтекатель и разгонный блок и которую предполагалось специально адаптировать для запуска спутников «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44», завершилась 19 января. Стыковка КГЧ и ракеты-носителя (РН) «Протон-М» была проведена 21 января, и еще через четыре дня ракета-носитель с разгонным блоком «Бриз-М», изготовителем которых является государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, и спутником «Экспресс-АМ33» была установлена на стартовом комплексе полигона Байконур. РН «Протон-М» имеет трехступенчатую конструкцию. На всех трех ступенях, а также на разгонном блоке (РБ) «Бриз-М» используются жидкостные ракетные двигатели, обеспечивающие вывод на геостационарную орбиту полезной нагрузки массой до 3,3 т, а на переходную к геостационарной высокоэллиптическую орбиту – до 6 т.
График запусков ракеты-носителя «Протон-М» на полигоне Байконур в первом квартале 2008 г. был довольно напряженным. На каждый месяц квартала было запланировано по одному запуску РН: буквально следом за «Экспресс-АМ33», 11 февраля, состоялся запуск спутника «Thor-5» (он же – «Thor-2R»), а на 15 марта был намечен запуск спутника «АМС-14». Самый первый запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» на полигоне Байконур состоялся 7 апреля 2001 г. В минувшем 2007 г. было проведено четыре коммерческих запуска РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» с полигона Байконур, из них один – неудачно.
Запуск спутника «Экспресс-АМ33» был осуществлен 28 января в 03.18 по московскому времени. На 586-й секунде полета произошло штатное отделение разгонного блока со спутником от третьей ступени ракеты-носителя, а через 9 часов после запуска – отделение спутника от разгонного блока «Бриз-М». После этого были раскрыты панели солнечных батарей и выполнена начальная ориентация спутника на Солнце. Спутник выведен на геостационарную орбиту с высотой апогея/перигея 35785/35258 км и наклонением 0,1 град. После выполнения программы испытаний «Экспресс-АМ33» планируется в марте 2008 г. ввести в эксплуатацию в составе орбитальной группировки ГПКС.
Спутник «Экспресс-АМ33» – шестая реализация спутниковой платформы «Экспресс-АМ». Спутник «Экспресс-АМ33» оснащен десятью ретрансляторами С-диапазона с шириной полосы частот 40 МГц каждый, 16 ретрансляторами Ku-диапазона с шириной полосы частот 54 МГц каждый и одним ретранслятором L-диапазона (ширина полосы частот – 1 МГц) с улучшенными энергетическими характеристиками.
Масса спутника – 2579 кг, расчетный срок активного существования – 12 лет, точность удержания в орбитальной позиции – ±0,05 град. в направлениях «север – юг»/»запад – восток», что позволяет использовать недорогие наземные антенные системы без устройств автоматического сопровождения. Мощность бортовой системы электропитания в конце расчетного срока активного существования – 6,77 кВт. Отличительная особенность нового спутника – перенацеливаемые антенны С- и Ku-диапазонов, которые дают возможность максимально гибко реагировать на запросы пользователей и адаптировать зоны обслуживания под меняющиеся потребности пользователей на различных рынках. Энергетические характеристики «Экспресс-АМ33» улучшены как минимум на 3–5 дБВт по сравнению с другими спутниками серии, что позволит применять наземные антенны меньшего диаметра. Ретрансляторы спутника планируется использовать для предоставления услуг связи и вещания на территории России, а также в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Спутник «Экспресс-АМ33» является продолжением программы модернизации российской орбитальной группировки и осуществлен в рамках Федеральной космической программы на 2006–2015 гг. На 2008 г. планировались запуски еще двух спутников связи – «Экспресс-АМ44» и малого спутника «Экспресс-МД1», предназначенных для оказания услуг телерадиовещания, фиксированной связи, передачи данных, доступа к сети Интернет и других современных мультимедийных услуг, а также для подвижной президентской и правительственной связи.
Выступая в феврале на расширенном заседании Коллегии Мининформсвязи России, и.о. генерального директора ФГУП «Космическая связь» Юрий Измайлов отметил, что для обеспечения потребностей развития систем спутниковой связи и вещания в России, а также усиления государственных позиций на международном рынке, в период до 2015 г. планируется осуществить создание и вывод на орбиту не менее 15 современных космических аппаратов. Программа до 2015 г. предусматривает, кроме того, расширение зон обслуживания российских спутников в точках 40 град. з. д. и 175 град. в. д. и перегруппировку космических аппаратов для ее оптимизации, что позволит достичь необходимого уровня резервирования в группировке, увеличения объема предоставляемых услуг связи и обеспечить глобальную зону покрытия системы подвижной президентской и правительственной связи. \connect.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии