Вытеснит ли кабель тарелки

293

Российский рынок платного телевидения вот-вот станет массовым: его ежегодный объем приближается к $1 млрд. Если прежде львиную долю рынка занимало спутниковое ТВ, то сейчас за деньги подписчиков все активнее борются кабельные и интернет-провайдерыРоссийский рынок платного телевидения вот-вот станет массовым: его ежегодный объем приближается к $1 млрд. Если прежде львиную долю рынка занимало спутниковое ТВ, то сейчас за деньги подписчиков все активнее борются кабельные и интернет-провайдеры
Согласно данным исследования аналитической компании iKS-Consulting в 2007 г. объем рынка платного ТВ в России вырос на рекордный 51% до $680 млн. Более трети (37%) этой суммы собрали спутниковые операторы — прежде всего «НТВ-плюс» и «Космос-ТВ». Но постепенно их доля будет сокращаться из-за обострения конкуренции со стороны кабельных операторов и интернет-провайдеров.

Видеокурс "Весенний"

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 83%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 5000 ₽ 790

Довесок к интернету
Изначально платное ТВ было самостоятельной услугой, отличной от эфирного, вспоминает Борис Вергун из «Национальных телекоммуникаций» (НТК, контролируется Национальной медиа группой, владеет «Мостелекомом», «Санкт-Петербургским кабельным телевидением» и др.). По данным iKS-Consulting, на НТК приходится 30% российских подписчиков платного ТВ, но доля холдинга в доходах сектора — лишь 21% (см. графики). Дело в том, что основная часть клиентов операторов НТК подписана на так называемый «социальный пакет» из десятка каналов, приносящий $2-3 в месяц.
В 2004 г. НТК взялась предоставлять услуги платного цифрового ТВ по кабельным сетям в Петербурге и Екатеринбурге (бренд «Твое ТВ», до 30-50 каналов). Но гораздо больше абонентов подписалось на широкополосный интернет-доступ (ШПД, или broadband), хотя НТК запустила эту услугу позднее. Услугами ШПД в Петербурге пользуются 100 000 клиентов НТК (кабельным ТВ — всего 20 000), а в Екатеринбурге — 50 000 (ТВ — чуть более 10 000). Интернет — основной драйвер привлечения абонентов, признает Вергун. Московский оператор холдинга только собирается запустить услуги ТВ по интернет-каналам — IPTV, зато ШПД уже продает.
Президент подконтрольного АФК «Система» оператора «Комстар — Объединенные телесистемы» Сергей Приданцев уверен: «Будущее за мультимедийной услугой, в которую должны войти телефония, broadband как [технологическая] среда и различные медийные сервисы — телевидение, фильмы, игры и т. д.». Пока «Комстар» подключил к IPTV лишь около 130 000 московских квартир, хотя запустил эту услугу еще весной 2005 г. (при том что услугами ШПД пользуется 595 000). Некоторые клиенты и конкуренты «Комстара» указывают на невысокое качество его IPTV. Но в феврале тот начал модернизацию сети. По окончании модернизации «Комстар» сможет предложить всем абонентам телевидение высокой четкости HDTV, у которого качество значительно лучше«, обещает Приданцев.
В том, что платное ТВ в ближайшей перспективе останется самостоятельным бизнесом, уверен лишь гендиректор «НТВ-плюс» Дмитрий Самохин. Он ссылается на опыт развитых стран, где проникновение интернет-доступа выше, чем в России. Впрочем, эта компания пока лидер рынка (в денежном выражении) и к тому же является единственным в России спутниковым оператором, охватывающим территорию всей страны. «НТВ-плюс», по словам Самохина, «ощущает обострение конкуренции из-за появления новых игроков платного ТВ», но пока повышение интереса людей к платному ТВ только на руку компании — ведь большинство до сих пор считает, что ТВ должно быть бесплатным.
Зачем провайдеру ТВ?
Для оператора ШПД платное ТВ — хороший способ повысить средний ежемесячный счет абонента (ARPU), объясняет гендиректор «Корбина телеком» Александр Малис. По его словам, у «Корбины» ARPU — около $18 в месяц, а услуга IPTV, которую компания тестирует с начала года и планирует запустить в коммерческую эксплуатацию в течение месяца, поможет увеличить этот показатель на $3-4. Раз уж оператор дотянул до дома кабель, ему имеет смысл оказывать обе услуги: чем больше услуг, тем выше доход оператора, рассуждает Малис.
У основных конкурентов «Корбины» в Москве — «Комстара» и «Акадо-столицы» (входит в холдинг «Ренова медиа») на комплексную услугу «интернет + ТВ» приходится 30% и 70% новых подключений соответственно. ARPU «Комстара» в IV квартале 2007 г. составил $18,3 в месяц, какую часть этой суммы обеспечило телевидение, компания не раскрывает. Пресс-секретарь «Комстара» Екатерина Невская говорит лишь, что средний счет подписчика услуги «интернет + ТВ» выше, чем счет пользователя ШПД, но не только за счет ТВ. Пользователи комплексной услуги выбирают более высокоскоростные, а значит, дорогие тарифы, объясняет она.
Источник, близкий к «Акадо», ранее рассказывал «Ведомостям», что ARPU столичного оператора от интернет-услуг составляет около $20 в месяц, а ТВ приносит еще около $10 в месяц.
Но некоторые интернет-провайдеры, например «Центральный телеграф» (ЦТ, контролируется «Связьинвестом»), пока предоставляют услугу ТВ вовсе бесплатно, как бонус к ШПД. Эта компания занимается телевидением, прежде всего чтобы показать клиентам разницу между аналоговым и цифровым ТВ, дать им оценить все преимущества «цифры», объясняет представитель пресс-службы ЦТ (бренд Qwerty).
Увеличение доходов — не единственная причина, по которой операторы добавляют к интернету ТВ. Чем больше абонент получает услуг, тем он лояльнее к оператору, считает управляющий директор «Акадо-столицы» Сергей Алимбеков. Причем Алимбеков уверен, что рынок цифрового телевидения «перешел в массовую фазу или находится на пороге перехода в эту фазу»: «Акадо» сейчас подключает более 20 000 абонентов телевидения в месяц и такими же темпами — пользователей интернета. «ТВ пока не является локомотивом роста выручки. Главный драйвер — интернет», — возражает Приданцев из «Комстара».
Кабель или тарелка
Приданцев прогнозирует: кабельные интерактивные услуги, развиваясь, будут вытеснять спутниковые технологии, на которые делают ставку «НТВ-плюс» и «Космос-ТВ» (последняя принимает сигнал со спутника, но доставляет его в квартиры уже по кабелю). Связь «по тарелке» односторонняя, т. е. интерактивные услуги невозможны, объясняет Приданцев.
Спутниковые операторы тоже могут предоставлять комплексную услугу — «либо путем совершенствования технологии, либо в партнерстве с несколькими компаниями или с использованием нескольких различных технологий одной компанией», возражает гендиректор «Космос-ТВ» Андрей Теппер. По его словам, основные усилия «Космос-ТВ» сосредоточены на повышении качества и развитии платного ТВ. Самохин из «НТВ-плюс» также не согласен с Приданцевым. В ближайшее время «НТВ-плюс» запустит услугу pay per view, позволяющую смотреть каналы, оплачивая каждый просмотр по отдельности, а уже сейчас она внедряет технологию, которая позволит организовать обратную связь и в спутниковом ТВ, говорит Самохин.
«Спутниковое телевидение в России занимает особую нишу: оно предоставляет услуги в тех местах, где нет кабельных операторов. И вряд ли новые игроки пойдут в населенные пункты с населением менее 100 000 человек, поэтому полностью замещение не произойдет», — подытоживает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.\vedomosti.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here