Низкоорбитальная спутниковая связь в России – проблемы и перспективы 

1348

Одной из интенсивно развивающихся технологий спутниковой связи в настоящее время является технология подвижной персональной связи на базе геостационарных (Eutelsat, Intelsat, Inmarsat, Thuraya) и низкоорбитальных космических аппаратов (Iridium и Globalstar; Orbcomm и «Гонец»).Одной из интенсивно развивающихся технологий спутниковой связи в настоящее время является технология подвижной персональной связи на базе геостационарных (Eutelsat, Intelsat, Inmarsat, Thuraya) и низкоорбитальных космических аппаратов (Iridium и Globalstar; Orbcomm и «Гонец»). Несмотря на неудачи периода становления, череду банкротств и кризисов, сегодня эти системы действуют и продолжают совершенствоваться. Каждая из них отличается по спектру оказываемых услуг, определяемых функциональностью космического аппарата (КА), спецификой орбитального и наземного построения инфраструктуры и технологий организации связи.

Перспективным направлением сегодня остается переход к более широкому использованию низкоорбитальных КА, объединенных в многоспутниковую систему, которая за счет охвата земной поверхности зонами видимости большого количества КА, выбора наклонения их орбит и возможности использования межспутниковых каналов обеспечивает глобальность, оперативность и устойчивость связи.
Сегодняшнее состояние низкоорбитальных технологий спутниковой связи в России характеризуется постоянным интересом достаточно большого количества пользователей в корпоративном и государственном сегментах рынка, что объясняется наличием целого ряда преимуществ технического и экономического характера перед спутниковыми системами других классов. Одно из преимуществ – это возможность предоставления услуг персональной подвижной связи, включая радиотелефонный обмен, с использованием сравнительно дешевых малогабаритных спутниковых терминалов при невысокой цене связного трафика. Второе существенное преимущество – обеспечение бесперебойной связью с терминалами, размещенными в любой точке Земли, особенно при организации связи в регионах со слаборазвитой инфраструктурой связи и низкой плотностью населения. Третье преимущество – устойчивость связи и живучесть многоспутниковых низкоорбитальных систем. Наглядный тому пример – последствия череды ураганов в 2005 г. в США, когда при затопленных и обрушившихся ретрансляционных вышках сотовых операторов и опор линий электропередач единственным средством персональной связи оказались телефоны Iridium и Globalstar.
При использовании геостационарной орбиты обслуживаемая территория ограничивается 65 – 70 град. с. ш. и ю. ш. из-за низких углов радиовидимости КА земными станциями, что в ряде случаев неприемлемо для стран с северным или южным расположением территории (в Российской Федерации, например, под это ограничение подпадает 1/3 территории). Системы на базе геостационарных КА весьма удобны для организации региональной связи, прежде всего для стран с территорией, охватываемой зоной радиовидимости одного КА. Для региональной связи оптимальны также космические группировки на высокоэллиптических орбитах, однако и они, в зависимости от их вида, имеют определенные ограничения.
К настоящему моменту произошел «естественный отбор» среди негеостационарных систем спутниковой связи, заявленных к разработке в 1990-х гг. Остались в истории такие проекты, как Celestri, Ellipso, SkyBridge, Teledesic, «Сигнал», «Марафон», «Зеркало-КР». Эксплуатируемые сейчас низкоорбитальные спутниковые системы Iridium, GlobalStar, Orbcomm и «Гонец» интенсивно ищут пути модернизации технологий и оборудования, расширения спектра услуг и совершенствования бизнес-моделей операторских структур, предоставляющих услуги подвижной персональной спутниковой связи. Такие услуги постепенно становятся услугами общего пользования, доступными все большему количеству пользователей, независимо от места их расположения или времени суток.
Российский рынок остается чрезвычайно привлекательным для вхождения на него новых операторов спутниковых систем подвижной связи, что обусловлено рядом факторов:
— Россия становится все более открытой страной для зарубежных поставщиков оборудования и услуг подвижной спутниковой связи, для совместной с иностранными производителями разработки технологий и абонентского оборудования, для совместного создания и эксплуатации орбитальных группировок;
— уникальная географическая протяженность Российской Федерации, наличие малонаселенных, труднодоступных и высокоширотных территорий;
— сосредоточение внутренних и транзитных транспортных грузовых потоков, а, следовательно, наличие десятков и даже сотен тысяч единиц железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, нуждающихся в постоянном контроле состояния и местоположения;
— появление потребителей – владельцев транспортных, грузовых и страховых компаний, способные оплачивать или мотивировать продвижение услуг подвижной спутниковой связи по достаточно высокой цене.
В России до недавнего времени к предоставлению услуг подвижной связи были допущены три иностранные спутниковые системы: низкоорбитальная система Globalstar, геостационарные системы Inmarsat и Thuraya. В последние годы предоставлением услуг подобного рода занялись и некоторые традиционные операторы фиксированной спутниковой связи. Не оставляют надежду выйти на российский рынок услуг подвижной персональной связи спутниковые системы Iridium и Orbcomm. В завершающей стадии опытной эксплуатации находится отечественная низкоорбитальная система связи «Гонец». \connect.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии