Бесконечный ледниковый период

812

На ТВ кризис продолжается, но не финансовый, а кризис жанра. Телеканалы либо отрабатывают до последнего все удачные форматы предыдущих лет, либо занимаются репродукцией западных форматов, либо дублируют готовые программы. И вряд ли в наступающем году что-то изменится.

На ТВ кризис продолжается, но не финансовый, а кризис жанра. Телеканалы либо отрабатывают до последнего все удачные форматы предыдущих лет, либо занимаются репродукцией западных форматов, либо дублируют готовые программы. И вряд ли в наступающем году что-то изменится.

Объем российского рекламного рынка составляет 0,53 % ВВП, что ниже соответствующего показателя развитых стран. То есть в ближайшие несколько лет рекламный рынок будет расти опережающими ВВП темпами. В уходящем же году объемы рекламы на ТВ выросли, по оценкам ZenithOptimedia, ориентировочно на 15% до 130 755 млн рублей (в 2008-м году 138 900 млн руб). “Темпы восстановления рынка телерекламы превзошли наши ожидания в 2010 году, — отмечают аналитики “Банка Москвы”. — После незначительного увеличения в 1-м полугодии доходы телеканалов сделали рывок в 3-м квартале. Столь высокие темпы роста, по нашим оценкам, сохранятся и в 4-м квартале”.

Таким образом телевидение почти вышло из кризиса, что подтверждается и заявлениями участников рынка. “По объемам производимой продукции мы вернулись к докризисным показателям, однако стоимость телеконтента пока еще значительно ниже, чем в 2008 году — разница составляет от 10 до 20%”, — заявил, например, продюсер “Мосфильма” Валентин Опалев.

При этом по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям регулярная аудитория различных телевизионных жанров выглядит следующим образом: новости – 68%, юмористическая программа – 65%, отечественные сериалы – 65%, тематические передачи по интересам – 54%, художественные фильмы – 53%, телеигры — 47%, ток-шоу – 45%, шоу-программы – 42%, информационно-аналитические программы – 35%, спортивные программы – 28%, документальные фильмы и сериалы – 26%, познавательные программы – 22%, зарубежные сериалы – 18%, интервью с известными людьми – 16%, мультфильмы – 10%, детские передачи – 5%.

И можно было бы предположить, что с выходом из кризиса ведущие телеканалы пойдут на “прорыв”. Что за пару лет кризиса в творческих лабораториях ведущих каналов накопилось дростаточное число оригинальных идей и сейчас они начнут реализовываться. Однако этого не происходит.

Как сообщил “Росбалту” заместитель генерального директора телеканала «О2ТВ» Алексей Шапинский, 2010-й год нельзя назвать революционным в телевизионном бизнесе. Усилилась тенденция развития форматного телевидения. Авторское, наоборот, почти исчезло с экранов, за исключением отдельных экспериментов (например, телеканал «Дождь»). В основном ведущие телеканалы “либо отрабатывают до последнего все удачные форматы предыдущих лет («Лед и Пламень» на Первом и пр.), либо занимаются репродукцией западных форматов («Минута славы» на Первом, «Десять Миллионов» на России-1 и т.д.), либо вообще не обременяют себя созданием локализованных версий, ограничиваясь дублированием готовых программ (МузТВ и MTV Россия)”.

Симптомы застоя видны в подавляющем большинстве тележанров. Но лучше всего в сегменте телесериалов. “С точки зрения сериалов как бизнеса – все так же весьма успешно. Сглотнув последствия последнего финансового кризиса, телеканалы уже восстановились, и, похоже, уже выходят на прежний производственный уровень”, — отмечает Шапинский. И доля отечественных сериалов растет год от года. По данным Федерального агентства, доли адаптированных форматов в общем времени российских сериалов снижались год от года с 80% в 2005-м до 20% в 2010-м годах. Однако дело не в том, что исконно российские сюжеты лучше. “За эти годы российское телевидение исчерпало практически всю библиотеку самых успешных мировых форматов”, — признают аналитики агентства. Художественный же уровень сериалов в массе падает год от года, и признание этого печального факта не требует привлечения экспертов. Достаточно просто пощелкать телевизионным пультом.

При этом как раз сегмент сериалов был локомотивом коммерциализации российского телевидения и развивался относительно соседей впереди на полкорпуса. То есть, остальные тележанры по сути повторяют все витки развития рынка телесериалов. А значит, “сериальный” кризис жанра ожидает и другие жанры.

Нет, утверждать, что телевидение совсем не развивается, было бы не правильно. Но развитие идет не в рамках контента ведущих каналов. По словам Шапинского, продолжающееся агрессивное развитие кабельных, спутниковых и IPTV сетей максимально способствует увеличению аудитории нишевого ТВ. Другая тенденция этого года – освоение телеканалами интернет-аудитории. “Прекрасно понимая, что теперь за зрителя надо бороться и на этом поле, большинство телеканалов в этом году создало или усилило свое присутствие в этой среде, — отмечает специалист. — Телеканалам уже «как воздух» необходима интеграция с социальными сетями, ведение собственных блогов. В следующем году эта тенденция должна еще сильнее проявиться, и борьба за интернет-аудиторию обострит конкуренцию телеканалов, в том числе – конкуренцию между эфирным и кабельно-спутниковым ТВ”.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии