VSATизация России – промежуточные итоги 

420

Слово VSAT (very small aperture terminal – малогабаритный спутниковый терминал) постепенно входит в базовый словарь российского связиста и «айтишника».Слово VSAT (very small aperture terminal – малогабаритный спутниковый терминал) постепенно входит в базовый словарь российского связиста и «айтишника». Главной заслугой этого явления стали госпроекты 2007 года «Школьный Интернет» и «Универсальная услуга связи», за один год увеличившие число спутниковых терминалов, стоящих на российской земле с 6 – 8 до 20 – 25 тыс. По сравнению с США, где таковых только в сети одного оператора Hughes более 300 тыс., это не впечатляет, но, похоже, остальных собратьев по СНГ мы обошли! Сейчас VSAT стремительно шагает по России, поэтому попытаемся кратко описать основных участников этого интереснейшего действа.
Клиенты

Видеокурс "Весенний"

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 83%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 5000 ₽ 790

С них, естественно, и начнем, ибо Der Kunde ist Ko..nig (нем.) – «Клиент – это король». Безусловно, госзаказчики уже сыграли и будут продолжать играть огромную роль в VSAT-бизнесе, и это не российское изобретение, а твердая мировая тенденция: 5,5 тыс. VSAT для школ, примерно 5 тыс. – в рамках «Универсальной услуги», не менее 20 областных управлений Министерства по налогам и сборам, и еще больше Пенсионного фонда используют VSAT… А сколько интересных проектов (если заглянуть к заграничным соседям) могут еще дать телемедицина, Интернет для сельских библиотек, дистанционное образование, и т. д. Доля госзаказчиков на VSAT-рынке сейчас составляет 50 – 60%.
Крупный корпоративный бизнес – РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», крупные нефтедобывающие, банковские и страховые структуры. Оказалось, что, несмотря на то, что многие имеют собственных дочерних операторов и уже лет 10 строят свои корпоративные сети, VSAT и там нашел свое место, прежде всего благодаря оперативности ввода в строй. Доля этого сегмента рынка – 15 – 20%.
Средний бизнес (нефтесервисные компании, ритейл, транспортно-экспедиционные компании) вслед за большим идет в регионы, причем не с офисами в центре города, а поскромнее – со складами на окраине. И в них вся закавыка – подключить офис в центре областного города сейчас уже не проблема, а вот склад на окраине… «Последняя миля» вне городов-«миллионников» – это даже не песня, а скорее плач Ярославны… Чтобы собрать корпоративную сеть на 30 – 40 регионов, надо иметь 10 специалистов-андроидов с железной печенью, отсутствием потребности во сне и горячей пище, готовых в течение трех-четырех месяцев без появления в Москве перемещаться по своему региону, ночуя в поездах и аэропортах, и тогда у вас будет минимум 30 разнотипных договоров, ежемесячно меняющийся бюджет и сеть из полного «зоопарка» оконечного оборудования, протоколов, SLA (это если очень повезет, и поставщик канала знает эти «три буквы»). Другой вариант – руководителю ИТ-отдела можно пойти одному к VSAT-оператору, который по единственному договору один и за месяц сделает полностью однотипную сеть с фиксированными на год или несколько лет ценами. Долю среднего бизнеса можно оценить в 10 – 15%.
Малому бизнесу, удаленному от города далее 5 км, необходимы широкополосный Интернет, электронная почта, иногда телефон. Несть ему числа и наименованья – от свинокомплекса до санатория, от леспромхоза до придорожной гостиницы… Доля рынка – те же 10 – 15%.
Граждане (они же – физические лица) потихоньку-полегоньку «осваивают» VSAT-технологии. Одни (интернет-брокеры, журналисты) для дела, другие – как новомодный гаджет, соседу на зависть… Но их пока единицы и десятки, а никак не сотни и тысячи, т. е. менее 2 – 3% всего количества VSAT в России.
Что объединяет все группы клиентов, так это непонимание отличий VSAT от наземных каналов – просят канал то 512 кбит/с, то вообще 2 Мбит/с. Все требуют скорость, которая у любого VSAT всегда есть, а в прямом канале вообще с избытком до 4 Мбит/с, но практически никто не знает, зачем ему эта скорость нужна, т. е. каков у него трафик. Все клиенты пытаются шифровать свой трафик (даже если он о запасе туалетной бумаги на складе), в результате спуффинг, встроенный производителем в спутниковые платформы для обмана спутниковой задержки, не работает, и реальная скорость в спутниковом канале снижается в три-четыре раза, по сравнению с ситуацией без шифрования. Все пытаются для телефонии использовать внешние устройства типа маршрутизаторов и прочих VoIP-адаптеров, хотя в некоторых платформах есть встроенная телефония, позволяющая при более высоком качестве уменьшить трафик на 20 – 30%, при этом быть полностью интегрированной в номерной план корпоративной сети, да еще и обеспечивать возможность звонков в два скачка с весьма приличным качеством.\connect.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here