Политические тарелки

655

Еще совсем недавно платное телевидение в России считалось маргинальным подвидом то ли телекоммуникационного, то ли медиа-бизнеса. В свою очередь спутниковое ТВ, по меркам такого рынка, было продуктом экзотическим и не сильно востребованным.

Еще совсем недавно платное телевидение в России считалось маргинальным подвидом то ли телекоммуникационного, то ли медиа-бизнеса. В свою очередь спутниковое ТВ, по меркам такого рынка, было продуктом экзотическим и не сильно востребованным. «НТВ-Плюс» воспринималось исключительно как дорогая игрушка для продвинутых яппи — массовому телезрителю недоступная и, по большому счету, не нужная. За последние два-три года все изменилось. Платное телевидение в России стало отдельной отраслью. А самым крупным его игроком, как ни странно, оказался спутниковый оператор — ЗАО «Национальная спутниковая компания», известное больше под торговой маркой «Триколор-ТВ». За три года работы на рынке «Триколор» подключил 3,4 млн абонентов, 2,5 млн из которых платят за премиальные пакеты программ. По количеству подписчиков с «Триколором» на рынке платного ТВ может сравниться только один игрок — холдинг «Национальные телекоммуникации» (НТК), принадлежащий «Национальной Медиа Группе» Юрия Ковальчука и группе российских банков. Входящие в него операторы обслуживают чуть более 4,5 млн абонентов. Однако в НТК входит несколько операторов, абонентская база каждого из которых меньше, чем у «Триколора». К тому же большинство подписчиков НТК смотрят так называемое социальное кабельное телевидение — принимают аналоговый сигнал ограниченного количества каналов безо всякого дополнительного оборудования.

«Триколор-ТВ» — во многом удивительный проект. Во-первых, набрать солидную абонентскую базу оператор смог, практически не рекламируя услуг. Во-вторых, участники рынка до сих пор ломают голову над тем, как устроена бизнес-модель проекта: пока основной доход от проекта «Триколор» получают продавцы спутникового приемного оборудования, а вещатель, в свою очередь, довольствуется мизерными платежами абонентов. А самой главной тайной оставался состав акционеров «Триколора».

В конце лета ответы на эти вопросы, похоже, нашлись. Несколько представителей телевизионной отрасли и инвестиционных банков сообщили «Стандарту», что «Триколор-ТВ» продается. Продавцом актива выступает Андрей Ткаченко, генеральный директор и, как говорят, совладелец одного из крупнейших российских дистрибьюторов спутникового телевизионного оборудования «Дженерал Сателайт». В разговорах с собеседниками «Стандарта» он якобы не подтверждал, но и не опровергал того, что «Триколор-ТВ» принадлежит ему. Генеральный директор «Триколор-ТВ» Вячеслав Мордачев заявил, что изменение состава акционеров компании — дело самих акционеров. При этом он отметил, что в ближайшее время, по его мнению, подобное развитие событий маловероятно.

В числе потенциальных покупателей «Триколора» источники «Стандарта» называют «НТВ-Плюс» и «Национальную Медиа Группу». О том, что «НТВ-Плюс» интересуется «Триколором», участники рынка говорили давно. По одной из версий, «Триколор» был создан именно для продажи структурам «Газпром-Медиа». Предполагалось якобы, что «телевизионный дискаунтер», использующий те же спутники, что и «НТВ-Плюс», соберет для компании абонентскую базу, которая впоследствии будет переведена на «платные рельсы» (сейчас на «Триколор-ТВ» общедоступные эфирные каналы можно смотреть бесплатно). Что касается «Национальной Медиа Группы», то ее интересы также понятны: с приобретением «Триколор-ТВ» она станет безоговорочным лидером российского рынка неэфирного телевидения.

В слухах по поводу «Триколор-ТВ» примечательно не то, что актив продается, а имена потенциальных покупателей. И «Газпром-Медиа», и «Национальная Медиа Группа» — очень близкие к высшему руководству России структуры. Именно такие компании, по логике «державных» идеологов, должны контролировать массовый рынок телевещания. А «Триколор-ТВ» становится именно массовым телевидением. Ясно, что количество пользователей «бюджетных» тарелок будет только расти, и в ближайшие два-три года контроль над оператором, транслирующим телепередачи миллионам зрителей, станет политическим вопросом.

Кроме того, покупка «Триколор-ТВ» может оказаться вопросом не денег, а очень больших денег. Многострадальная программа цифровизации российского телевидения стоит на месте во многом потому, что до сих пор ей не уделяли должного внимания крупные олигархические группы. Но все может измениться — ведь «Триколор-ТВ» не что иное, как цифровизация, только реализуемая снизу, за деньги самих телезрителей. Изначально реформа российского телевещания, за право возглавить которую боролись Министерство информационных технологий и связи и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», предусматривала развертывание в России систем наземного цифрового ТВ. Но как знать — возможно, административного ресурса новых акционеров «Триколор-ТВ» хватит на то, чтобы в бюджете государственной программы цифровизации появилась «трехцветная» спутниковая составляющая. //www.sat24.ru

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here