ГПКС поднимает спутники

538

Вчера руководитель ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) Юрий Прохоров (на фото слева) и гендиректор ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева (ИСС) Николай Тестоедов (на фото справа) подписали договор на создание двух тяжелых спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Кроме ИСС, над проектом будут работать Thales Alenia Space и ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» (НИИР).

Вчера руководитель ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) Юрий Прохоров (на фото слева) и гендиректор ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева (ИСС) Николай Тестоедов (на фото справа) подписали договор на создание двух тяжелых спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Кроме ИСС, над проектом будут работать Thales Alenia Space и ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» (НИИР).

 

ГПКС пришлось дважды проводить конкурс среди производителей на создание бортов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». В начале года регулятор отменил результаты первого тендера, сославшись на недостаточную ориентированность конкурсной документации на отечественных производителей. После внесения изменения в документы и проведения повторного конкурса победителям стало ОАО «ИСС» .

 

Вчера исполняющий обязанности генерального директора ГПКС Юрий Прохоров и генеральный конструктор — генеральный директор ИСС Николай Тестоедов подписали контракт на создание двух тяжелых спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Стоимость работ составит почти 11,9 млрд руб. Вывод бортов на орбиту намечен на 2012 г. «Это большое событие с точки зрения существующего спроса на спутниковый ресурс, — отметил присутствовавший на церемонии подписания госконтракта заместитель министра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Северов. — Эти борты внесут большой вклад в развитие целой подотрасли в отечественной отрасли связи».

 

Обычно полезную нагрузку для спутников производства ИСС поставляет европейская компания Thales Alenia Space. Но в этот раз европейцам придется тесно сотрудничать с российским НИИР. Согласно требованиям регулятора, головной институт Минкомсвязи будет не только участвовать в проектировании и разработке, но и в изготовлении модулей полезной нагрузки для двух новых тяжелых бортов. Кроме того, Thales Alenia Space должна будет передать технологию российской стороне. «Работа по конкурсу была долгая. Конкурентов, в том числе и зарубежных, было много, но мы доказали способность российской промышленности создавать такую сложную перспективную технику, — отметил вчера заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов. — Мы научимся создавать такие тяжелые спутники и сможем в будущем их экспортировать».

 

Николай Тестоедов и генеральный директор НИИР Валерий Бутенко подписали вчера договор на проведение опытно-конструкторской работы по проектированию, разработке, изготовлению и поставке модулей полезной нагрузки для космических аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». «НИИР был «пионером» в создании спутниковых систем связи, — рассказал Валерий Бутенко. — Потом был пятнадцатилетний перерыв. Сейчас мы работаем над созданием некоторых космических ретрансляторов, но, конечно, та задача, что ставится  перед нами, сложна. Тем не менее, мы постараемся выполнить все работы». По замыслу Минкомсвязи, в будущем, возможно, удастся минимизировать участие иностранных компаний в производстве спутников для российского рынка. «В Европе таких спутников нет, — отметил Николай Тестоедов. — База для новых бортов уже создана и прошла наземную экспериментальную отработку».

 

«Экспресс-АМ5» будет размещен в точке 140 градусов в.д. Его зона покрытия будет охватывать Дальний Восток, Курилы и Камчатку. «Экспресс-АМ6» пойдет в точку 53 градуса в.д. и будет охватывать сигналом всю центральную часть России. «Запуск любого нового спутника — благо для всей отрасли спутниковой связи в России, — говорит первый заместитель генерального директора ООО «РуСат» Олег Ватулин. — Тем более, что на новых бортах будет по 12 транспондеров нового перспективного диапазона Ka-. Но хотелось бы, чтобы в будущем ГПКС находило возможность полнее информировать потенциальных потребителей ресурса о характеристиках готовящихся аппаратов. Для нас важно подготовить наземную инфраструктуру для использования нового ресурса».

 

В свою очередь, операторы готовы поделиться перспективными идеями развития спутниковой связи в России. «Гонка за собственным производством, частичным или полного цикла, важна, но хочется, чтобы наши производители и проектировщики придумали что-то более современное, чем просто частотный ретранслятор, — отметил в беседе с репортером ComNews генеральный директор спутникового оператора «Телепорт-Сервис» Виталий Крамарь. — Например, попробовали разработать решение, подобное O3BNetworks, которое позволяет организовать каналы до 10Гбит/сек на точку с задержкой в три раза меньшей по сравнению с геостационарами.

 

Что касается запуска новых бортов, российская группировка нуждается не только в увеличении емкости, но и в наличии качественного резерва, чтобы операторы и их клиенты не оставались у разбитого корыта, как это случилось с «Экспресс-АМ2». Также хочется надеяться, что во время технической приёмки новых бортов будет учтен печальный опыт «Экспресса-АМ2″, когда на запуск ушёл аппарат с заведомо нестабильными подшипниками для солнечных батарей. Важно, чтобы производитель был включен в общую схему ответственности за работу бортов на орбите».

 

Тем временем ГПКС уже планирует создание следующих бортов группировки. По словам Юрия Прохорова, уже готова техническая документация для строительства спутников «Экспресс-АМ8» и «Экспресс-МД2», которые будут запущены одновременно в позиции 14 градусов з.д. и 145 градусов в.д. соответственно. Кроме того, в ближайшее время начнется работа над проектом спутника «Экспресс-АМ7».

//comnews.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии